Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Mlp___twilight_sparkle_and_spike_by_bittersweetdisease-d4yvrcc

Геймер Alto 26

201

Тефтели закончились

Пролог

Начинать подобную статью с ремарки неправильно, но я себе это всё же позволю, и вот почему: немецкие творения не имеют никакого отношения к тефтелям.

Если верить Википедии, «Тефте́ли — блюда из мясного фарша в виде шариков (…) считаются одним из основных национальных блюд Швеции (шведские фрикадельки)».

Понятно, что «тевтонский гений» плавно стал «тефтельским», но всё же вряд ли национальное блюдо Швеции имеет отношение к Фердинанду Порше. Возможно, он любил поесть мясное за обедом. Но мы говорим о Порше как о конструкторе, а конструктор-Порше никакого отношения к тефтелям не имел.

Это было лирическое отступление. Как, возможно, стало ясно из пролога, речь пойдёт о немецких танках, а конкретно – про их новое место в игровом балансе. Так вот, давайте сразу к сути перейдём.

Проблемы носорогов

Колосс простоял шестьдесят пять лет. В 222 году до н. э. статую разрушило землетрясение.

Википедия, «Колосс Родосский»

Немецкие тяжелые танки VK4502b (известен как «Тапок»), и знаменитый Maus (Мышь, если по-русски) – одни из первенцев WoT, наравне с советской техникой.

Немцы сейчас – одна из двух самых «старых» наций в игре, пережившая множество балансных правок, нерфов и апов. Так, Maus первым получил систему экранного бронирования, а ещё до того прославился своим внушительным шкафообразным видом. «Тапок», кстати, тоже известен отчасти благодаря своему странному внешнему виду, с башней заднего расположения и трансмиссией переднего, но в игровом плане многих больше удивляет сверхмощное лобовое бронирование и совсем тонкие борта и корма.

Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

Maus. Брутально выглядит, правда?

Так что славы, порой печальной, этим машинам не занимать.

И не то, чтобы они мне не нравились. Я много воевал против них, целых 13000 боёв, но – очень важный момент в этом тексте, - сам почти никогда не пользовался. Только на тестовых серверах и прочими окольными путями. Так почему же они стали героями этой статьи? Думаете, мне просто захотелось расхвалить или поругать машины, которыми я даже толком не владею?

Отнюдь. Причина, по которой именно эти две машины (а также Е-100, скромно топчущийся в сторонке) становятся героями дня, очень проста.

Они внезапно перестали вписываться в баланс.

Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

VK4502b "Тапок". Надо ли объяснять, за что его так прозвали?

The future is black.

В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжёлые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!

Никита Хрущёв

Давайте посмотрим на список нынешних высокоуровневых машин в игре. Конкретно, тяжелых танков – нас интересуют именно они.

Вот полный список. Сразу обращу внимание на годы выпуска.

Американцы:

    М103 (пошел в серию в 1956 г.),

    Т110 (разработка велась в конце 50х).

Советский Союз:

    Т-10/ИС-8 (пошел в серию в 1954 г., орудие М62-Т2 установлено в 1958м),

    СТ-1 (разработан в 1945 г. на основе танка, ушедшего в серию под конец 40х),

    ИС-4 (принят на вооружение 1947 г.),

    ИС-7 (проходил государственные испытания в конце сороковых, на его основе создан Т-10).

Франция:

    АМХ-50-120 и АМХ-50b, последний собирался «пойти в серию» в 1959 г.

Германия :

    Е-75 (разрабатывался в конце 45го),

    VK4502 ausf b (разрабатывался на протяжении войны),

    Е-100 (1944-1945) и Маус (разрабатывался на протяжении войны).

Как видите, кроме немецких машин единственный проект времён Второй мировой, «обосновавшийся» на девятых уровнях – советский танк СТ-1. Но и он разрабатывался в самом конце войны.

Что ставилось в конце 40х, позже – в 50х, а затем и до нынешнего времени во главу угла для боевой машины? Универсальность.

Сочетание скорости, мощи и бронирования. Возможность быстрой доставки танка на поле боя.

Взгляните на Т-10 и ИС-7. Их максимальная скорость не много ни мало 50 километров в час. Посмотрите на Т110 и его динамику – свои 36 км/ч он берёт всегда и без проблем. Про АМХ-50 я, пожалуй, не буду ничего говорить – тяжелый танк, максимальная скорость которого около 65 километров в час, а динамика как у Т-54, я вообще не могу назвать тяжелым.

Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

ИС-7. Сочетание наклонной брони, скорости и мощного орудия делает игру на танке очень комфортной.

Взгляните на все эти машины, а затем на среднюю бронепробиваемость их орудий. Снаряды из М62 проходят через железные плиты, как нож через масло – 268 бп бронебойным снарядом, 400 кумулятивным. М58 не отстаёт, и даже немножко обгоняет – 269 бронепробиваемости. 120мм орудие французов, SA46, всё же немного не доросло до М-62т и М58. Совсем чуточку – у него 267 бп. С другой стороны, у французов есть великолепные подкалиберные снаряды, пробивающие броню толщиной 353 миллиметра, при том, в отличие от снарядов кумулятивных, прекрасно нормализующиеся.

Это важно: Грубо говоря, нормализация - это когда снаряд доворачивает к кратчайшему пути пробития брони. Если кому интересно подробнее, смотреть тут.

Так вот, высокоуровневые танки США, СССР и Франции представляют сочетаемость скорости самих бронемашин и отличных, точных и мощных орудий. Что им противопоставляют немцы?

2.

Маус и VK4502b, как уже говорилось, бронированы сверх меры. По меркам Второй мировой, конечно. Послевоенные орудия пробивают 200мм брони, даже под наклонами, абсолютно спокойно. НЛД «Тапка», «щёки» башни Мыши – всё это спокойно пробивается из этих орудий. Впрочем, касается это в основном случайных боёв, и ситуация там выглядит обычно вот так:

Одинокий Маус (или Е-100) медленно пыхтит по флангу один, со скоростью около 20 километров час. Большинство противников на его пути в ужасе уезжают, или же умирают, не успев сбежать. Но в это самое время, когда Маус разбирается с ничтожным сопротивлением на его пути, другой фланг продавливают. Причём продавливают по полной программе – быстро и эффективно разбираясь с танками нижних уровней, затем добивая высокоуровневую технику. Маус ничего не сможет с этим сделать.

Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

Е-100 пытается казаться большим пнём. Получается плохо

Маус не успеет вернуться, не успеет помочь союзникам. ИС-7 успел бы. Т110 успел бы. АМХ-50б успел бы. Но не Маус.

У немецкой техники есть громадная проблема – она рассчитана на истребление другой техники. Е-100 отлично бронирован, хотя у него есть множество уязвимых мест во лбу, но он не мобилен, как и тот же VK4502b. Эти двое не успевают оказаться там, где нужно. А Т-10 или М103 успевают, потому что они могут и сменить «фронт работы», и поехать брать базу, и поехать обороняться. «Немцы» же из другого времени, созданные для совершенно других целей. Они отличные уничтожители, сметающие на своём пути всё живое. Тот же Маус, если он сконцентрирован на своей цели, очень сложный противник. Машина хорошо держит удар, обладает неплохим орудием.

Только её никто не боится.

В обычном случайном бою Мышь – всего лишь жирная цель для артиллерии. Он не успеет заехать за укрытие, вернуться на базу, чтобы сбить захват. Он много чего не успеет просто из-за скорости. И это не вина Мыши, это вина изменившегося «Мира танков». Разработчики, вводя в игру новую технику, кажется, забыли о том, что остаётся и старая. Балансируя по статистике, они добились того, что и «Тапок», и Мышь могут получать свои 50% побед в рандоме. Но очень редко – больше. Часто исход боя просто не зависит от этих машин, они никак не могут на него повлиять. Исключение – взвод из трёх игроков, хорошо сработавшихся, играющих агрессивно и чётко координирующих свои действия. Но даже в этом случае взвод из трёх медленных танков будет менее эффективен, чем взвод из трёх ИСов-4 или трёх Т110.

А всё потому, что wargaming.net ввели слишком много универсальных машин. Те же Т-54 или немецкий же Е-50 в рандоме сделают куда больше, чем Е-100. И это не вина wargaming.net, или создателей танка. Просто так сложилось исторически.

Говоря столько о бронировании, я не сказал ни слова об орудиях. Давайте посмотрим на них.

Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

Как видите, и точность и бронепробиваемость плачевны. Чем же они выделяются на фоне остальных орудий десятого уровня? Просто тем, что они хуже. Даже с кумулятивными снарядами Е-100 всё равно будет пробивать врагов немногим лучше ИСа-7, почему – смотрите статью про нормализацию.

В итоге ситуация для немцев складывается плачевная. Они не плохи, они просто «не успевают» выигрывать бои. У них часто нет для этого возможности. Таково моё мнение.

Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

Легендарная точность немецких орудий.

Но мой личный опыт на этих машинах невелик, а потому я предоставлю слово трём игрокам, владеющим всем нужным набором танков сполна. Все трое отличные бойцы, опытные маусоводы и «старые» танкисты. Один из них – Necros47 из клана [RED], уже успевший отметиться в комментариях к моему прошлому посту. Второй пожелал остаться неизвестным, но будьте уверены – статистика у него как минимум не хуже моей, а играет он так и вообще на порядок лучше. Третий – Flogger, бывший лидер клана [PZKR], некоторое время игравший в таком клане, как [RED_A] - многим известных «Тузах».

Вот что они пишут.

Necros47:

Я могу сказать, что тапок и е100 единственные танки, которые действительно держат удар. В городских боях топовых кланов на ГК обязательно по 10-12 маусов или е100 с обеих сторон.

А в рандоме? Причём речь сейчас про соло-игру, а не про взводовую.

В рандоме соло на топовом танке очень печально играть) Но топ немцы позволяют удерживать фланг или продавить сколько угодно противников чуть ли не в одиночку, при условии, что там арта не достает.

Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

Обратите внимание - Е-100 не успел уехать с базы вовремя, и в результате лишился более 500 хп. Обратите также внимание на "щёки" башни - они, как и у Мауса, вполне простреливаются, что на подобных картах очень неудобно.

p.s. Только не надо обращать внимание на Тип-59.

...

Flogger:

Касательно «Тапка» ничего не скажу - играл на нем очень давно, прошел и с облегчением забыл. Танк жутко не понравился своей медлительностью и неповоротливостью.

Маус - действительно корявое ведро, единственное, что его ранее вытягивало - умопомрачительное количество ХП, пока их не отрезали в одном из патчей

Иначе говоря, на фоне всяких Т110 и прочих ИС-4 он смотрится блекло, я правильно понимаю? И, если да, то почему?

Потому что он не способен контролировать бой со своей убогой динамикой - уехав на одно направление, там до конца боя и останется, и если прорвут противоположный фланг, сделать он уже ничего не может.

Плюс броня его - штука весьма условная, несмотря на цифры То есть тот же ИС-7 удар держит весьма лучше, чем ромбующий Маус Дифференцированное бронирование рулит.

...

#Anonymous#:

Главная проблема мауса - это его размеры. Даже не подвижность, или что-либо ещё, не орудие, а размеры. Он очень, очень, очень большой.

Чертовски большой сарай, который доезжает к позиции слишком поздно.

У него хорошее бронирование. Да, у него есть огромные дырки во лбу, но если встать в деф носом к укрытию, скрыв тем самым свой НЛД (и ВЛД, который орудия с высоким пробитием тоже могут пробить, кстати, особенно при уменьшении угла), выставить борт и орудие под большим углом и при этом стоять не под артой. И при этом ещё если тебе и не стреляют в щёки, когда стреляешь ты, то можно нагнуть

В угловые пострелушки на нём сложно. Башня расположена сзади, поэтому выкатывание боком, подобное описанному ранее, катит только если нет арты, любителей сбивать гусли, ну и если тебе не стреляют в щёки.

Потому что выкатывается и закатывается эта хрень чертовски долго.

Ну и самая главная проблема: у него огромные площади брони под прямым углом. Те же щёки пробиваются с М58 и её аналогов обычным ББ просто без затруднений почти под любым углом.

А сам он долго сводится, плохо пробивает, по ощущениям у него не самый лучший паттерн точности.

То есть в заключение: он очень специфичен. На нём очень сложно воевать на Прохоровке, сложно уехать с респа на малиновке, если у противника много арты, сложно воевать на хребте дракона, потому что домики низкие, как пример.

Но?..

Да никаких но.

Это такой здоровый сарай для отвлечения внимания.

Он просто, на мой взгляд, не вписывается в концепцию нынешнего мира танков. Точнее не то чтобы в концепцию.

Он не вписывается в геймплей

На Т110, например, такой проблемы не испытываешь ВООБЩЕ, да и на всех других ТТ-10.

...

Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

Скриншот из какого-то видео. Интересно, сколько ещё минут "Тапок" проживёт под САУ.

Поскольку мнения #Anonymous# и Flogger’а почти не отличаются от моего, то я сконцентрируюсь на мнении Necros47. Он утверждает, что Маус и Е-100 полезны на ГК. Так вот, Necros47 прав. Маус полезен, потому что он – громадный сарай, и он очень хорошо подходит для обороны позиций. Е-100 полезен, потому что с кумулятивными снарядами он не испытывает таких большим проблем с бронепробиваемостью, как с бронебойными. Там, в хороших руках, с правильными союзниками, эти машины исполняют свою роль великолепно. Но в случайных боях на них играть куда сложнее. Я уделю отдельное внимание вот этой фразе:

«Топ немцы позволяют удерживать фланг или продавить сколько угодно противников чуть ли не в одиночку, при условии, что там арта не достает»

К сожалению, арта часто достаёт. Маус – целый пароход, и не попасть по нему сложно. Даже Т92 не будет испытывать проблем с прямыми попаданиями по творению Порше. Я противопоставлю мнению Некроса мнение нашего анонима – они, в принципе, дополняют себя.

«Это такой здоровый сарай для отвлечения внимания»

Ключевые слова. Маусу нужен кто-то, ради кого он будет отвлекать внимания. Без союзника Мышь не есть что-то значительное. В то время как ИС-7 или Т110 вполне самодостаточны, могут сами засветить себе цель, сами же уничтожить её и лично пойти в атаку.

Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

Примерно как Ратте

В заключение

В заключение я напишу вот что.

Хотя концепции танкового боя меняются, обвинять разработчиков в том, что они исполняют свою работу плохо, я не буду. Павел Мыреев, он же «Злобный», Сергей Буркатовский, aka «СерБ» и Veider, недавнее пополнение wargaming.net в рядах геймдизайнеров, исполняют свою задачу замечательно. Несмотря на столь большой разброс в концепциях боя, и Маус, и Е-100 играбельны. Несмотря на все проблемы, которые они испытывают, иногда ситуация всё же создаётся, хотя и очень редко, и они способны выиграть бой в хороших руках. В основном на городских картах, в очень специфических условиях, но такое случается. Достаточно, хотя и с горем пополам, чтобы набрать 50% побед. Но вряд ли больше. На той же ГК им нашли лучшее применение.

Это интересно: мнение пользователей, кстати, учитывается иногда реже, чем хотелось бы. Это может показаться необоснованным, но стоит почитать мнения игроков о том, какой ИС-7 дырявый, какой он ненужный и о просьбе его улучшения…

Я не стал так же в этой статье говорить про Е-75.

Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

Наш герой

Это единственный немецкий тяжелый танк, который чувствует себя на девятых уровнях абсолютно комфортно. Причина тому – бронирование. Безумно крепкая верхняя лобовая деталь, в сочетании с «толстой» башней, наклонными листами брони и мощным орудием, дополненные неплохой динамикой – всё вместе это образовывает отличный танк, более чем достойный потягаться силами с, например, М103. Такими следовало бы быть всем нынешним немцам. Но сейчас по такой схеме действуют только три из них – VK4502a, Tiger 2 и E-75. Про Е-50 я не буду упоминать, поскольку он принадлежит к категории средних танков, а у тех совсем иные проблемы. Просто скажу, что на мой взгляд концепция высокоуровневых боёв стремительно ломается и изменяется, погребая под собой старые машины, оставляя их в пыли нововведений. Можно ли это решить простым ребалансом?

Неизвестно.

Можно ли это решить вводом новой немецкой техники? Неизвестно тем более, потому что я не знаю никаких прототипов времён Третьего Рейха, подходящих под новые стандарты высокоуровневых боёв. Возможно, в ход могли бы пойти послевоенные разработки, это да. И водители «Маусов» и VK4502b вздохнули бы с облегчением, и им не пришлось бы в каждом бою пытаться рассчитывать всё до последней детали, чтобы только погибнуть из-за случайного стечения обстоятельств.

Но в таком случае «Танки» стали бы совершенно другой игрой.

p.s.

picture unrelated, простите
Тефтели закончились
World of Tanks - Тефтели закончилисьТефтели закончились

201
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

29 комментариев к «Тефтели закончились»

    Загружается
Чат